Основные виды услуг при сборных грузоперевозках: транспортно-экспедиционная деятельность, курьерские услуги и услуги почтовой связи. Попробуем разобраться в чем разница, их особенности, плюсы и минусы.
Классической и самой близкой душе грузовладельца является Транспортно- Экспедиционная Деятельность, регулируется Федеральным законом, Уставом автомобильных перевозок, множеством нормативных и подзаконных актов, стандартных документов и форм отчетности.
Грузовладельцы любят ее потому, что она безусловно перекладывает ответственность за сохранность и номенклатуру отправленного груза на перевозчика. При погрузке отправления у отправителя, перевозчик обязан подписать Транспортную накладную с указанием транспортного средства, выполняющего перевозку, водителя, управляющего им, и маршрутом следования. Также перевозчик обязан подписать Товарные или Товарно-Транспортные накладные с указанием перечня и стоимости материальных ценностей, принятых к перевозке. С этого момента, он должен доставить принятое в целости, сохранности и номенклатуре по фиксированному маршруту.
Проблема в том, что эти нормативы прекрасно подходят для отгрузки отдельной машиной, но сложно понять, как водителя, указанного в сопроводительных документах вписать в технологию доставки сборного груза. Ведь исходя из нее, забор отправления, междугороднюю перевозку и доставку на склад получателя выполняют три разные авто в разных географических зонах. А также непонятно, как защититься от мошенничества со стороны отправителя. По понятным причинам курьер не может настолько разбираться в артикулах перевозимого отправления, чтобы качественно провести внутритарный пересчет и оценку стоимости парт ии. Перевозчику приходится верить на слово отправителю и надеяться на лучшее.
Перевозчики несут риски и стараются их нивелировать, уклоняясь от подписания корректных документов. Зачастую они генерируют «фирменные» форматы документов, например, расписки экспедитора, в которых мелким шрифтом указывают, что груз принят поврежденным, без внутритарного пересчета или в упаковке, не обеспечивающий сохранность вложений. Простор для фантазии тут широкий, и борьба грузовладельцев и перевозчиков продолжается и в настоящий момент.
Если подытожить, несмотря на большое число регулирующего законодательства, правоприменительная практика транспортной экспедиции продолжает оставаться достаточно серой и нетривиальной.
Почтовые услуги отдельная каста сервиса. Здесь все строго прописано в ФЗ «О почтовой связи» и выполнение контролируется Роскомнадзором. Часто услуги почтовой связи ассоциируются с доставкой документов и мелкой корреспонденции, хотя законодательство не вводит никаких ограничений на максимальные габариты и вес отправлений. Фактически, операторы почтовой связи являются полноценными игроками рынка доставки сборных грузов.
Они абсолютно законно ограничивают свою ответственность за сохранность вложений размером стоимости доставки этого груза умноженным на два, это четко прописано в Федеральном Законе. Если грузовладельца не устраивает столь малая компенсация, он имеет возможность воспользоваться услугами страхования или, как принято называть ее в этом секторе, услугой «Объявленная ценность».
При приеме почтового отправления, даже если оно представляет собой 8 паллет общей массой 5 тонн, оператор почтовой связи имеет законное право подписать почтовую накладную, в которой справочно указать характер груза, его вес, объем, стоимость и маршрут доставки. Этот документ будет являться единственным сопроводительным документом, что быстро, удобно, легко для перевозчика и клиента.
Дополнительно ФЗ «О почтовой связи» вводит понятие Тайны почтовой переписки, исходя из которого, контролирующие органы: МВД, ГИБДД, МЧС и другие не имеют права на досмотр содержимого. Курьер имеет полное право отказать сотрудникам силовых ведомств в предоставлении своего тран спортного средства к досмотру. В этой среде часто шутят, что почтовая связь — это лучший способ перевозки запрещенных веществ.
Есть у этого роскошества и обратная сторона медали. Во-первых, этот вид услуг лицензируется. Кроме бюрократических препятствий к получению такой лицензии, ее счастливый обладатель обязан ежегодно выплачивать в доход государству процент от выручки, полученной от клиентов. Процент может колебаться в зависимости от типа лицензии, но суммы обычно значительны, и эти расходы учтены в тарифах на пересылку. Во-вторых, деятельность лицензиата регулярно контролируется Роскомнадзором, который ежемесячно отправляет контрольные посылки, проверяя корректность измерения веса и габаритов груза, соблюдение сроков доставки. Нарушения жестоко караются, потому пользователи услуг почтовой связи могут быть уверены, что оплачивают перевозку исходя из верного веса, а заявленный срок доставки, скорее всего, будет выполнен.
Курьерские услуги вобрали в себя лучшее из предшественников. Они позволяют осуществлять перевозки без лицензии, без строгого документооборота, прописывать ответственности в договоре между Заказчиком и Исполнителем, ведь курьерские услуги наименее регулированный в правовом поле вид перевозки. Они даже своего Федерального закона не удостоены, а лишь упоминаются в отдельных нормативах. Такой формат сотрудничества позволяет бизнесу самостоятельно определять правила, условия и нормы сотрудничества и чаще всего является наиболее эффективным.
Но коммерческая идиллия рассыпается, если сотрудничество не удалось, и претензии начинают рассматривать в суде. Суд не любит неотрегулированные формы, не понимает, на что опираться и от чего отталкиваться. Поэтому, к сожалению, судебные органы при рассмотрении споров склонны считать курьерские услуги одним из видов транспортной экспедиции и дальше как повезет: могут посчитать курьерскую компанию ответственной за стоимость груза, даже если в договоре прописаны иные нормы, а могут сообщить грузовладельцу, что сопроводительные документы о формлены не верно и снять ответственность с перевозчика вопреки здравому смыслу. Здесь фемида непредсказуема.