Сложно найти понятную классификацию способов доставки по нашей стране, так как спектр транспортных компаний широк. Каждая из них — лидер своего сегмента, но в одну картину это как-то не клеится. Попытаемся объяснить понятно.
Основные параметры, по которым нужно поделить рынок доставки грузов – это вес одной партии груза (или вес одной накладной) и вид срока доставки, который требуется для ее перевозки.
Любая перевозка имеет следующие этапы: забор груза у отправителя, складская обработка (погрузка, разгрузка, упаковка, сортировка и тд), магистральная перевозка (пункта отправления в пункт назначения) и доставка груза получателю. Каждый из этих этапов имеет свою стоимость и свой удельный вес в общей экономике процесса перевозки. Разные виды доставки имеют разный удельный вес этапов:
Доставкой отправлений весом до 30 кг обычно занимаются Курьерские компании. В этом бизнесе основными затратами при перевозке являются затраты на экспедирование по городу: возможности курьера по числу обслуживаемых адресов в день ограничены, а курьер «штука» дорогая. При этом магистральная перевозка, себестоимость которой всегда рассчитывается на кг перевезенного груза, низкая, потому что низок вес самого отправления. Поэтому курьерские компании могут выбирать наиболее дорогие способы перевозки, например, авиацию, предоставляя своим клиентам лучшие сроки доставки.
Ну и о сроках доставки. Чаще всего, курьерские операторы используют Фиксированные сроки – заявляя клиенту время, за которое они справятся с задачей. Но в ряде случаев они готовы эти сроки гарантировать, например деньгами, которые вернутся клиенту в случае нарушения. Такие услуги можно найти в предложениях многих курьерских компаний: СДЭК, DHL, DPD и других.
Также, есть такой интересный вид сроков, как неопределенные. В нашей стране этот сегмент курьерских отправлений монополиз ирован Почтой России. Наклеивая марку на конверт и опуская его в почтовый ящик, мы обычно имеем очень смутное понимание срока, за которое наше письмо дойдет до получателя. Здесь обычно нам важнее факт отправки, чем сама доставка. Такой специальный сервис, ну и стоимость соответствующая – одна из самых низких.
LTL (Less Truck Load), ну или по нашему, Сборный груз. Компании, работающие в этом сегменте «собирают» грузы нескольких клиентов в один транспорт для магистральной перевозки. Стоимость забора/доставки в сборке примерно равна стоимости этого этапа в курьерской деятельности. Их стоимость колеблется в районе 100-200 рублей за одну накладную. Наиболее дорогим этапом здесь становится магистральная перевозка, именно ее операторы и делят на несколько клиентов. Чаще всего здесь используют наземные перевозки: авто или ЖД, ведь они в десятки раз дешевле авиации.
Срок доставки в этом сервисе обычно больше курьерских, но найти неопределенные сроки в сборных грузах сложно. Если при перевозке документов для нас может быть самым главным факт отправки, то тут это настоящая редкость, ведь сборный груз бОльшего веса, а значит и стоимости, и мы не готовы отправить его непонятно куда, мы ждем ответственности от провайдера за сохранность и срок. В 95% случаев сборный груз доставляется по фиксированным срокам, но гарантируют их крайне редко. Поясним, почему: средняя стоимость курьерской доставки с гарантированными сроками 500 рублей, в то время как средний чек в сборных грузах измеряется тысячами рублей, и операторы просто не готовы рисковать такими суммами.
Отдельный транспорт (FTL — Full Truck Load) используют в случаях, когда перевозка сборного груза нерациональна, например, в связи с высоким весом отправления. Основным отличием сборной доставки и доставки отдельной машиной является складская обработка. Для того, чтобы собрать грузы нескольких клиентов в одном транспорте, их необходимо привезти на склад консолидации, выгрузить на него и вновь загрузить в междугородний транспорт. Когда эти погрузо-разгрузочные работы становятся сопоставимыми по стоимости с междугородней доставкой – выбирают FTL. Есть одна тонкость и связана она с плечом доставки. На рисунке FTL начинается с 1,5 тонн – грузоподъёмность Газели, но с ростом расстояния, на которое нужно доставить, и этот параметр будет расти.
На конкретном примере все будет понятнее:
Стоимость пробега Газели в среднем 15 руб за 1 км, грузоподъемность 1,5 тонны.
Возьмем экономику доставки из Москвы в Калугу.
Сборные перевозчики делают доставку от двери отправителя до двери получателя за 15 руб/кг
Расстояние между городами 200 км, стоимость Газели туда-обратно (да-да, Газель возьмет стоимость и обратного километража) составит в районе 6 000 рублей и доставит от 1 кг до 1,5 тонн груза.
Если ваше отправление весом 100 кг, то рациональным будет использовать оператора сборного груза, затратив 1500 рублей.
Но если ваше отправление намного больше, например, 1500 кг, то доставка отдельной машиной втрое выгоднее!
Если мы увеличим плечо доставки, например, повезем из Москвы в Новосибирск, то затраты на Газель достигнут 108 тысяч рублей, ведь это 3600 км в одну сторону. А сборные грузоперевозчики предложат в районе 25 руб/кг и на партии 1,5 тонны это всего 37 500. В таком примере доставка отдельной машиной становится приемлемой при росте партии до 10-15 тонн и использовании отдельного крупнотоннажного транспорта.
Вес, а значит и средняя стоимость груза в таких отгрузках, еще выше. Больше половины перевозок отдельным транспортом выполняется по гарантированным срокам. Таким, за которые перевозчик несет финансовую ответственность, подписывая график доставки. Чаще всего, этот график включает не только дату доставки, но и время, в которое транспортное средство будет поставлено под выгрузку на складе получателя.